FMCG – продукты массового спроса
FMCG — это быстро, в большом объеме продающиеся товары. Такую продукцию называют потребительской, или товарами народного потребления.
В сфере FMCG выделяют три категории продаж:
- Повседневные — быстро портящиеся продукты питания;
- Изделия на запас — средства гигиены, чай, кофе, лекарства, бытовая химия;
- Средства для оформления праздников — одноразовая посуда, свечи, трубочки, салфетки.
Отдельно находится категория сезонного массового спроса.
В августе это канцелярия, летом — средства от комаров, мясные полуфабрикаты для шашлыков.
Структура рынка FMCG
На рынке товары FMCG выпускаются компаниями высокого, среднего, низкого уровня.
Примеры всемирно известных компаний:
Mars — популярные шоколадные батончики, а также соусы и корма для животных;
Nestle — детское питание, шоколад, мороженое;
Procter&Gamble — товары личной гигиены.
Компании уровнем пониже известны в регионах, городах.
Процесс продажи товара начинается с его производства и заканчивается приобретением потребителями.
Четыре уровня компаний
- На первом уровне расположена компания производитель. Это может быть всемирно известный бренд или небольшое предприятие в отдельно взятом городе. Крупные предприятия занимаются производством, продвижением, рекламой.
- На втором уровне находятся оптовики — дистрибьюторы или склады. Дистрибьюторы занимаются маркетингом закупаемой продукции, создают клиентскую базу, развивают свои сети. Склады же только хранят изделия и передают их розничным потребителям по запросу.
На втором уровне потребительская продукция получает первичную наценку. Она составляет 10–15 %. В отдельных рыночных секторах наценка достигает 40 %.
- Третий уровень представлен розничными торговыми точками, напрямую работающими с потребителем. Это сетевые магазины, супермаркеты или индивидуальные предприниматели.
В сетевых магазинах наценка имеет большой разброс — от 5 до 100 %. У индивидуальных предпринимателей наценка составляет около 30 %.
- Четвертый уровень торговли — непосредственно потребители. Это люди, которые приобретают изделия для личного пользования. Именно на них ориентируются компании первого уровня при разработке продукции.
FMCG — товары массового спроса. Их приобретают постоянно благодаря невысокой цене и ежедневной нуждаемости. Это прибыльный бизнес, но его следует постоянно контролировать. Конкуренция на рынке высокая. Активность продаж зависит от грамотного маркетинга, продвижения выпускаемых изделий.